Новости православного Миасса

Николай Самодумов

В чем смысл жизни? Что оставлю после себя? Эти вечные вопросы большинство людей рано или поздно задает себе. Вот и миасец Николай Николаевич Самодумов, скончавшийся от сердечного приступа на 49-м году, на одной из жизненных круч спросил себя, а туда ли идет. И, на взгляд житейский, обывательский, вместо того чтобы спуститься вниз на проторенный широкий путь, избрал узкую тропку вверх — гористую, труднопроходимую. Добившись успеха в предпринимательской деятельности, получаемую прибыль стал вкладывать не в организацию новых производств, не в собственное обогащение, а в восстановление заброшенных храмов, в возрождение казачества, в воспитание молодежи на православных традициях, в духовное просветительство

x6IeJ_kiarYСейчас трудно сказать, что побудило его ступить на стезю служения Богу и людям. По словам его друзей-казаков и товарищей по работе, с которыми ремонтировал, отлаживал оборудование и выводил на заданные параметры взятую в аренду котельную Тургоякского рудоуправления, в большей мере на Самодумова повлияла тревога за подрастающее в безвременье поколение. С десяток подростков, праздно шатающихся или вынужденно бродяжничающих по примыкающему к Тургоякскому рудоуправлению Известковому поселку, он привел трудиться в котельную. Приучал честно зарабатывать деньги, советуя расходовать их на нужды семей, в некоторых из которых порой хлеба не было из-за пьянства родителей.

0_fe4ea_11906c81_XXL

С неприкрытой душевной болью говорил о неприкаянности, пьянстве, уходе многих парней в наркотический дурман, в криминальную среду. Причины этих и других сегодняшних “проблем” молодежи напрямую связывал с утратой духовной основы, забвением традиций прадедов. Включившись в казачье движение, став атаманом хутора Теплого, Николай Самодумов занялся благотворительностью во имя укрепления в людях православной веры, задумал создать казачье поселение и на нем опробовать идеи патриархального уклада жизни и быта. Немалую помощь оказал казачьему полку (в ремонте столовой, в частности) Чебаркульской дивизии, в котором хотел видеть проходящими срочную службу ребят, “выпестованных” коллективом котельной. Вложил немало средств и материальных ресурсов в перестройку из бывшей школы и обустройство чебаркульской церкви, которую горнозаводские казаки одно время считали своей духовной вотчиной.

Дальше — больше. Выкупил у муниципалитета здание бывшей почты в поселке Заречный и с помощью нанятых работников перестроил в так нужную там церковь. Сейчас она является украшением миасской окраины.

Материально поддерживал другие приходы. По просьбе жителей Машгородка начал возводить часовню на Северном кладбище за этим районом, но преждевременная смерть помешала воплотить интересный в архитектурном плане проект.

Сооружение часовни-церкви на территории Атлянской колонии для несовершеннолетних правонарушителей явилось личным вкладом Самодумова в дела попечительского совета, членом которого состоял. Полагал: пусть хоть несколько запутавшихся в себе пацанов придет к Богу — от них прибавится порядка в пульсирующей жестокостью мальчишеской “зоне”.

Главной же заботой последних лет жизни мецената оставалась начатая еще в начале 90-х годов реставрация Крестовоздвиженского храма пригородного поселка Сыростан. Став председателем приходского совета, отдавал красавице церкви практически все время, остававшееся от текущих дел. Отчасти выручал пресловутый взаимозачет, позволявший излишки материалов перебрасывать сюда. Выручали работники котельной, в первую очередь сварщик Виталий Власов, соглашавшиеся вечерами и в выходные “подкалымить”. Нашлись и художники, взявшиеся восстановить и дополнить внутрихрамовые росписи. На площадке около входа в церковь поставили бюст последнего российского императора. Это — не дань монархизму: подобный памятник стоял тут в прежние времена. Богослужения в храме, освященном митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом, идут уже несколько лет.

Самодумов умер, так и не увидев Крестовоздвиженскую церковь во всем блеске новизны и славы. Тем не менее о ней широко заговорили, сюда на службы все чаще приезжают из Миасса и Златоуста.

— Верится, что благодаря храму повернется в лучшую сторону жизнь самого поселка. Заметно, как приободрились здешние старики. Все больше местных жителей приходит сюда по православным праздникам, – говорил атаман горнозаводского отдела Николай Койнов, когда мы шли к могиле Самодумова у церковной ограды. — Как о примере мечтал он о целой улице добротных казачьих усадеб. Только не все от него зависело…

Несомненно, Самодумов останется в постперестроечной истории Миасса как один из ярких меценатов, которых впору ставить в один ряд с дореволюционными благотворителями, жертвовавшими на строительство церквей, больниц, богоделен огромные деньги. Кроме вышеперечисленного, он спонсировал выпуск духовно-просветительского приложения “Мир всем” к городской газете “Глагол”, помогал казакам, людям творческих профессий.

Он мог бы построить для себя шикарный особняк на берегу Тургояка, но посчитал, что несравненно больше приобретет, вкладывая деньги и душу в возрождение православной духовности. Для своей же семьи купил и отремонтировал старый дом возле церкви. “Сначала храм Богу, потом дом князю”, – любил приговаривать он.

— Я знал Самодумова много лет, — говорит Владимир Мандрыгин, ставший после смерти Николая Николаевича атаманом хутора Теплого. – Он с молодости рвался в небо. Учился в летном училище, но по состоянию здоровья не закончил его. Потом устремился к духовным высотам. Сердце не выдержало, ибо бренное, суетное не отпускало, давило непомерно Неординарным человеком был Николаич. Иные помнят его неуживчивым, горячим, категоричным. Другие – удивительно отзывчивым, доброжелательным, готовым поддержать рублем и словом всякого обратившегося к нему за помощью. По мнению третьих, был он в чем-то излишне самонадеянным, самондравным, как говорили в старину. И одновременно открытым и светлым душой. При всех своих заслугах перед городом предпочитал “не светиться”, не произносил торжественных речей, избегал презентаций…

2867

На возвышенном месте стоит и поражает величием, красотой Сыростанский храм. Будто озаряет невидимым светом расположенный внизу поселок. На могильном холмике, что за зданием церкви у каменной ограды, — скромный деревянный крест. Во спасение души миасского подвижника и мецената.

157444

Материал взят из архивов газеты «Челябинский рабочий»

Если Вы хотите поделиться с нами своими воспоминаниями о Николае Николаевиче Самодумове, то мы убедительно просим Вас либо связаться с нами по почте danilatikunov@mail.ru, либо позвонить по телефону +79049788484

Читать статью про восстановление Крестовоздвиженского храма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели